«А, как бы ты сам проехал это место? Только честно!»
Занимаясь правозащитной деятельностью в области дорожного движения для качественного разбора любой дорожно-транспортной ситуации или дорожно-транспортного происшествия, я всегда становлюсь на место каждого участника событий и помимо правовой оценки, обязательно даю оценку их действиям с точки зрения водителя-профессионала и задаю себе вопрос: «А, как бы ты сам проехал это место? Только честно!»
Отвечая на собственный вопрос, я нередко замечаю, что действие (бездействие) моего доверителя является одной из причин дорожно-транспортного происшествия, хотя с точки зрения Правил дорожного движения Российской Федерации он всё делал верно. С правовой позиции он прав! Но автомобиль то разбит!
С позиции водителя со стажем управления автомобилями более 25-и лет, могу отметить, что Правила дорожного движения Российской Федерации в своем содержании содержат минимальный набор предписаний и запретов, которые не способны в полной мере обеспечить безопасность дорожного движения.
По мере осознания того, что соблюдение Правил дорожного движения является недостаточным условием обеспечения личной безопасности на дороге, у каждого водителя, помимо прописанных в законах принципов поведения, обязательно есть свои, неписаные Правила, которые у меня лично намного жестче писаных, хотя и они не являются панацеей от возможных дорожных неприятностей.
Например, мои личные Правила дорожного движения содержат запрет на обгон при движении через любой перекресток, когда согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации при движении через перекресток по главной дороге обгон не запрещен, что очень часто можно наблюдать на загородных дорогах (пункт. 11.4. Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной).
А появилось и закрепилось навечно это личное Правило при следующих обстоятельствах:
Следуя по загородной дороге, проезжая часть которой состояла из двух полос, я догнал группу из трех автомобилей, и решил их обогнать, так как скорость их движения была около 80 км/ч.
Оценив обстановку по отношению к встречному транспорту, я набрал скорость в своей полосе и выехал на полосу для встречного движения, при этом проехал дорожный знак приоритета «Пересечение с второстепенной дорогой», следовательно, в момент выезда моего автомобиля на полосу встречного движения до перекрестка оставалось около 150 – 300 метров.
В следующий момент я увидел, что с второстепенной дороги, с левого примыкания, мне навстречу с правым поворотом на перекресток выезжает грузовой автомобиль, водитель которого, не глядя в мою сторону (смотрит влево, в левое стекло), начинает разгон. В этой ситуации я успел снизить скорость и вернуться на правую половину проезжей части, одновременно навсегда закончив эксперименты и гадания на ромашке: видит меня тот, кто обязан, уступить дорогу или не видит.
Теперь я всегда считаю, что меня не видят те, перед кем у меня преимущество на первоочередное движение.
Если мне положенный приоритет не предоставляют, то я и не настаиваю на нем, однако, в полуметре от уха «обидчика» обязательно нажму на кнопку звукового сигнала, но не более того!
С течением времени я не только не пересмотрел свое отношение к преимуществу на дороге, а только закрепился в обозначенной позиции: у меня есть обязанность уступать дорогу в соответствии с Правилами дорожного движения, а воспользоваться своим правом на первоочередное движение, я могу только тогда, когда я точно понимаю, что мне действительно уступают дорогу.
Обоснованность моей позиции заключается в том, что на дороге нельзя определить уровень водительского мастерства окружающих тебя водителей, и быть уверенным в их способности управлять автомобилем так, чтобы никого не задевать или не создавать помех – способности удерживать свой автомобиль на определённой траектории.
Достаточно один раз посетить экзаменационную площадку любого отделения Госавтоинспекции по приему экзаменов на право управления транспортными средствами, и сразу станет понятно, что 90% кандидатов в водители не имеют навыков управления, так как, не успев сесть в экзаменационный автомобиль, уже из него выходят, провалив экзамен.
Остальные 10% проходят испытания, однако, наблюдая со стороны видно, что уверенных навыков управления автомобилем у них также нет, а есть только заученные движения, которые годятся только для этой экзаменационной площадки и выполняются на скорости черепахи: дай другое сочетание упражнений и скорость и экзамен будет провален.
Но почему, мы имеем такое положение дел? Разве кандидатов в водители обучают не мастера своего дела? Что представляет собой процесс обучения вождению автомобилей в автошколах? Как можно пройти курс обучения, сдать квалификационный экзамен, получить право управления транспортными средствами и попасть в категорию водителей, с которыми невозможно спокойно ездить в качестве пассажира, опасаясь за свою безопасность?
Ответ на данный вопрос лежит на поверхности: на этапе подготовки водителей не редко встречаются случайные люди, которые не являются автомобилистами по духу, которые достигнув определенных высот «мастерства» считают, что им больше учиться не надо, «совершенство» достигнуто, а обучая других, не стремятся научить их всему тому, что умеют сами.
Именно таким инструкторам по вождению автомобилей не стыдно, за то, что их ученики проваливают квалификационные экзамены лишь потому, что не знают сути своих ошибок и способов «укрощения» незнакомых автомобилей, которых им нередко подают на экзамене.
На самом деле, управление автомобилем не является сложной наукой: в данном процессе требуется внимательность, а также способность мысленно прокладывать траекторию автомобиля в пространстве, по которой конкретно этот автомобиль должен проехать, ничего не задев, и остаться на колесах в устойчивом положении.
Мысленная прокладка траектории помогает водителю своевременно воздействовать на тот или иной орган управления без суеты и с минимальными амплитудами движений, обеспечивая осмысленное движение по уже заданному самому себе пути, практически, исключая неожиданности, требующие высокой скорости реакции и точности движений.
Умение своевременно воздействовать на органы управления, для ведения автомобиля по заданной траектории, формируется постепенно, однако этот процесс можно существенно ускорить, если инструктор, как того требует педагогика:
1. Объяснит изучаемый процесс или элемент управления автомобилем в целом, разъяснит его цель, важность с точки зрения безопасности движения и существующие способы его выполнения (все которые знает и умеет делать сам);
2. Покажет изучаемый процесс или элемент управления в собственном исполнении целиком, а затем с остановками и пояснениями в ключевых местах, где недопустимы какие-либо альтернативы или самодеятельность, присущая самоуверенным новичкам;
3. При тренировке будет останавливать ученика сразу, как только будет допущена ошибка, чтобы она, впоследствии, не превратилась в привычку, которую трудно будет исправить.
4. Добиваться осознанного и правильного выполнения учеником тренировочного задания, стремясь довести его действия до автоматизма.
Если после окончания автошколы и получения права на управление транспортными средствами Вы ощущаете недостаток мастерства, что проявляется не во всех дорожно-транспортных ситуациях, но иногда заставляет понервничать, можно повторно обратиться за помощью к автоинструкторам, но уже в частном порядке.
Однако стоит задуматься, если в автошколе сразу не научили тому, что требуется знать и уметь водителю, то смогут ли те же люди подойти к процессу обучения иначе? И почему они этого не сделали сразу?
Другой вариант – пройти обучение на курсах повышения водительского мастерства (контраварийная подготовка), где учат управлению автомобилем в экстремальных ситуациях, что требует от учеников уверенного навыка управления автомобилем в простых, не экстремальных ситуациях, но этого Вам как раз и не хватает.
Получается, что спасение утопающих – дело самих утопающих!
На самом деле, исходя из собственного опыта, могу отметить, что повысить уровень водительского мастерства можно самостоятельно в рамках повседневных поездок, для чего надо просто повысить самокритику и ругать себя любимого за все рывки при начале движения и переключении передач, за клевки носа автомобиля при остановке на светофоре, за непонятное положение рук на рулевом колесе при выходе из поворота, за повороты рулевого колеса на неподвижном автомобиле, за излишнюю суету при выполнении простых элементов управления автомобилем и многое другое.
После того, как Вы научитесь давать правдивую оценку своим действиям за рулем, надо искать собственные способы исправления ошибок в управлении автомобилем, и, не стесняясь, обращаться за советом к опытному водителю из числа родственников или знакомых, а также прочитать соответствующую литературу от разных авторов, так как у каждого знатока или мастера имеется своё представление о том, как правильно делать то или иное действие за рулем.
Вам же предстоит попробовать все варианты управления и отобрать те, которые избавят именно вас от ошибок в управлении автомобилем: избавят от рывков, клевков, рысканий автомобиля из стороны в сторону, позволят вам без напряжения двигаться по той траектории, которую вы представляли, а не по той, куда едет автомобиль сам.
Уважаемые читатели!
Если вы ощущаете недостаток водительского мастерства, и у вас нет на примете опытного наставника, в разделе сайта «Управление автомобилями» я предлагаю вам на обозрение свои Правила по управлению легковыми автомобилями, которые позволяют без особого труда справляться с множеством негативных факторов интенсивного дорожного движения, как в черте города, так и на загородных трассах.